Право на социальную поддержку

Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Повторное обеспечение мерами социальной поддержки законом не предусмотрено.

 


ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ БЕСПЛАТНО!

8 (800) 350-84-13 доб. 810

(звонок на номер бесплатный)

Оставьте заявку на юридическую консультацию
или позвоните по телефону горячей линии

Гарантируем 100% конфиденциальность вашей заявки. Нажимая на кнопку "Отправить заявку", вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

 


Прокурор района обратился в суд с иском в интересах К. к администрации П-го муниципального района об обязании включить К. в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, указывая, что в ходе проверки соблюдения действующего законодательства при рассмотрении вопросов о постановке на учет ветеранов Великой Отечественной войны установлено, что постановлением администрации городского поселения К. принята на учет в качестве нуждающейся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма. Как вдова умершего инвалида ВОВ, она включена в список граждан, вставших на учет в период с 1 августа 2011 года по 31 августа 2011 года, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», но 10 мая 2012 года исключена из списка. Истец просил суд признать незаконным действие комиссии по жилищным вопросам администрации П-го муниципального района по исключению К. из списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», обязать администрацию П-го муниципального района Нижегородской области включить К. в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

Решением районного суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда вышеуказанное решение оставлено без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, К. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны.

Постановлением администрации городского поселения она принята на учет в качестве нуждающейся в помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, впоследствии на основании заявления от 23 августа 2011 года включена в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района К. исключена из списка.

Как следует из данного решения, основанием исключения истца из списка явилось то, что ранее распоряжением администрации П- го района утвержден список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для выписки свидетельств на безвозмездные жилищные субсидии и заключения договоров, в который был включен К. с семьей из трех человек.

Согласно договору о долевом участии в строительстве жилья администрация П-го района передала К. двухкомнатную квартиру, размер безвозмездно выделяемой субсидии составил *** рублей.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что исключение К. из списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», является правомерным, и доводы апелляционной жалобы отвергаются судом апелляционной инстанции в силу следующего.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (п. 1). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (п. 3).

Подпунктом 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» закреплено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Пунктом 2.2 Порядка организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 г. № 148 «Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» также предусмотрено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, указанным в пункте 2.1 Порядка, однократно.

Из материалов дела следует, что К. приобрела право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», в 1999 году - с момента смерти своего супруга К., являвшегося инвалидом ВОВ.

После его смерти в собственность К. на основании распоряжения администрации П-го района Нижегородской области, принятого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 937 «О предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья», и договора о долевом участии в строительстве жилья передано жилое помещение - квартира, которое, как установлено судом первой инстанции, впоследствии истцом отчуждено.

С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что К. уже реализовала право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 937, приобретя в собственность жилое помещение с предоставлением безвозмездной субсидии.

Из материалов дела также следует, что в настоящее время истцу принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, который заключением межведомственной комиссии признан непригодным для проживания.

Данное обстоятельство послужило основанием для признания К. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Поскольку К. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, после 1 января 2005 года, она в силу приведенных выше положений Федерального закона «О ветеранах» подлежит обеспечению жильем в соответствии с Жилищным кодексом РФ, не обладая правом на получение предусмотренных пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Таким образом, оснований для включения К. в данный список не имелось, и исключение ее из этого списка граждан в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» является правомерным.

Апелляционное определение №33-7687/2012

Обзор судебной практики Нижегородского областного суда за 2 полугодие 2012 г.перейти

 

ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ
8 (800) 350-84-13
доб. 810

(бесплатный звонок по РФ)

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Политика конфиденциальности и Согласие на обработку персональных данных

правовая-консультация.рф 2013-2019