Правила внесудебного банкротства через МФЦ

Консультация юриста

ПревьюСудом первой инстанции сделан верный вывод о том, что на МФЦ законом не возложена обязанность по направлению копии уведомления о включении сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Реестр о банкротстве кредитору.

С.В.Н. (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - заинтересованное лицо, ГБУ СО "МФЦ") об оспаривании решения о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2022 в удовлетворении требований С.В.Н. отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, С.В.Н. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, указав, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и сделал неверные выводы, которые не соответствуют обстоятельствам дела, Считает, что исполнительное производство проводилось с нарушениями и по состоянию на день обращения третьего лица С.Н.Л. в ГБУ СО "МФЦ" за оказанием услуги по внесудебному банкротству граждан исполнительное производство не должно было быть прекращено. Заявитель не согласен с выводом суда, что С.В.Н. была надлежащим образом уведомлена о проведении процедуры внесудебного банкротства в отношении должника С.Н.Л. , поскольку, по мнению заявителя, в соответствии с законодательством газета "Коммерсантъ" определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве. Заявитель считает, что при обращении должника за оказанием услуги внесудебное банкротство граждан третье лицо С.Н.Л. действовала недобросовестно.

До начала судебного заседания от ГБУ СО "МФЦ" поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, согласно которому просит обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Истцу со стороны суда была предоставлена возможность участия в судебном заседании в режиме веб-конференции посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел", однако по независящим от арбитражного суда причинам С.В.Н. подключилась к участию в судебном заседании в режиме веб-конференции с отсутствуем воспроизведения звука, в связи с чем судом С.В.Н. допущена к участию в деле в качестве слушателя.

В судебном заседании представитель ГБУ СО "МФЦ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу статей 156, 266 АПК РФ неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.01.2021 С.Н.Л. обратилась в МФЦ за предоставлением услуги о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке. Кредитором указана С.В.Н. .

15.07.2021 решением Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Свердловской области С.Н.Л. признана банкротом во внесудебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявления С.В.Н. суд первой инстанции исходил из того, что МФЦ правомерно провело процедуру внесудебного банкротства в отношении С.Н.Л. и приняло законное и обоснованное решение о признании С.Н.Л. банкротом во внесудебном порядке.

Выводы судаВыводы суда по делу

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.

Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения процедур банкротства регламентируется положениями Федерального закона N 127-ФЗ, а также иными нормативноправовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 223.2 Федерального закона N 127-ФЗ гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ (независимо от объема и состава требований взыскателя) и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

В заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке он подтверждает свое соответствие условиям, предусмотренным абзацем первым настоящего пункта, при том, что такое соответствие предполагается.

Кроме предусмотренных настоящим пунктом условий для признания гражданина банкротом во внесудебном порядке не требуются его соответствие и (или) подтверждение соответствия иным условиям, в том числе предусмотренным настоящим Федеральным законом. Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается им по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 223.2 Федерального закона N 127-ФЗ).

Форма, порядок заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке утверждаются регулирующим органом (часть 3 статьи 223.2 Федерального закона N 127-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".

В соответствии с пунктом 3 статьи 223.2 Закона N 127-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 04.08.2020 N 497 утверждены: форма заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке (приложение 1); порядок заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке (приложение 2).

В силу пункта 5 статьи 223.2 Закона о банкротстве многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение одного рабочего дня со дня получения заявления гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке проверяет наличие сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ, а также отсутствие сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений, с использованием общедоступных сведений банка данных в исполнительном производстве, размещенных на сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с пунктами 3, 5 и 9 части 3 статьи 6.1 Закона N 229-ФЗ.

Если в банке данных в исполнительном производстве содержатся сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ, и отсутствуют сведения о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение трех рабочих дней осуществляет включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Если в банке данных в исполнительном производстве не содержатся сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ, или при наличии сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ, в банке данных в исполнительном производстве содержатся сведения об исполнительном производстве, возбужденном после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченном или не прекращенном на момент проверки сведений, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение трех рабочих дней возвращает гражданину поданное им заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке с указанием причины возврата.

Следовательно, многофункциональный центр обязан возбудить дело о банкротстве гражданина во внесудебном порядке при соблюдении двух условий:

  • размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей гражданина, обратившегося с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, соответствует размеру, установленному в части 1 статьи 223.2 Закона о банкротстве;
  • отсутствуют невозвращенные исполнительные документы на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ и отсутствуют исполнительные производства, не оконченные и не прекращенные, возбужденные после возвращения исполнительных документов; при этом датой установления данного обстоятельства является один рабочий день (не позднее одного рабочего дня) после поступления заявления гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке.

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 223.4 Федерального закона о банкротстве МФЦ направляет копии уведомления о включении сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Реестр о банкротстве в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета (вклада), а также в суд общей юрисдикции, соответствующее подразделение Федеральный службы судебных приставов по месту жительства должника и в уполномоченные органы.

Как следует из материалов дела, 12.01.2021 С.Н.Л. обратилась в МФЦ за предоставлением услуги о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке. Кредитором указана С.В.Н. .

При этом, как установлено судом первой инстанции, заявителем были поданы следующие документы: заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, список кредиторов и должников гражданина, копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю от 25.12.2020, копия акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю от 25.12.2020.

Принимая во внимание, что на день подачи заявления и проверки сведений С.Н.Л. соответствовала требованиям и условиям Закона о банкротстве, 14.01.2021 в отношении заявителя процедура признания гражданина банкротом во внесудебном порядке была возбуждена, что подтверждается скриншотом из Реестра о банкротстве и уведомлением гражданина от 14.01.2021 N 6016519.

Вопреки доводам заявителя жалобы, материалами дела подтверждено, что по состоянию на 12.01.2021 (день обращения С.Н.Л. в ГБУ СО "МФЦ"), на 15.07.2021 (день завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина), а также на 22.02.2022 (дата принятия решения в рамках настоящего спора) постановление судебного пристава исполнителя от 25.12.2020 по исполнительному производству N _-ИП от 11.01.2020 заявителем не оспаривалось.

Следовательно, вышеуказанный довод заявителя рассмотрен судом в рамках рассмотрения дела в первой инстанции, является необоснованным и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Заявитель не согласен с выводом суда, что С.В.Н. была надлежащим образом уведомлена о проведении процедуры внесудебного банкротства в отношении должника С.Н.Л. , поскольку, по мнению заявителя, в соответствии с законодательством газета "Коммерсантъ" определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.

Однако, как обоснованно указано судом первой инстанции, по смыслу Закона о банкротстве сведения о возбуждении, прекращении и завершении процедуры внесудебного банкротства граждан подлежат опубликованию только в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - Реестр о банкротстве).

14.01.2021 в отношении заявителя процедура признания гражданина банкротом во внесудебном порядке была возбуждена, соответствующие сведения опубликованы в Реестре о банкротстве и уведомлением гражданина от 14.01.2021 N 6016519.

15.07.2021 процедура внесудебного банкротства в отношении С.Н.Л. была завершена, сведения опубликованы в Реестре о банкротстве и уведомлением гражданина от 15.07.2021 N 6995474.

В силу ч. 3 ст. 223.4 Закона о банкротстве МФЦ направляет копии уведомления о включении сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Реестр о банкротстве в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета (вклада), а также в суд общей юрисдикции, соответствующее подразделение Федеральный службы судебных приставов по месту жительства должника и в уполномоченные органы.

14.01.2021 МФЦ направлено соответствующее уведомление в адрес кредитных организаций, с которыми у должника заключен договор банковского счета (вклада), а также в суд общей юрисдикции, соответствующее подразделение Федеральный службы судебных приставов по месту жительства должника и в уполномоченные органы, что подтверждается скриншотом из Реестра о банкротстве.

Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что на МФЦ законом не возложена обязанность по направлению копии уведомления о включении сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Реестр о банкротстве кредитору. Кредитные организации, указанные в ч. 3 ст. 223.4 Закона о банкротстве не являются кредиторами гражданина, в отношении которого возбуждена процедура внесудебного банкротства, данное положение закона распространяется только на кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета (вклада) (стр. 6 Решения).

Кроме того, сведения, содержащиеся в Реестре о банкротстве, являются общедоступными. Обязанность по отслеживанию информации в Реестре о банкротстве в отношении должников лежит на кредиторах.

Как установлено судом первой инстанции, учреждение проверило наличие в отношении С.Н.Л. сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ; сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты последнего возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных.

Также руководствуясь положениями Федерального закона о банкротстве, судом первой инстанции обоснованно указано, что на МФЦ не возложена обязанность проверять добросовестность действий должника. МФЦ только проверяет соответствие должника требованиям и условиям Федерального закона о банкротстве.

Реализация возможности кредитора по прекращению внесудебного банкротства гражданина, в том числе в целях недопущения злоупотребления гражданином правом на внесудебное банкротство (с освобождением от дальнейшего исполнения требований кредиторов) нормативно обеспечена абзацем 3 подпункта 2 пункта 2 статьи 223.5 Закона о банкротстве.

Применительно к пункту 2 статьи 223.5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" истец, будучи кредитором С.Н.Л. , со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства данного гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании ответчика банкротом не обращался.

Таким образом, МФЦ правомерно провело процедуру внесудебного банкротства в отношении С.Н.Л. и приняло законное и обоснованное решение о признании С.Н.Л. банкротом во внесудебном порядке.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства получили надлежащую оценку. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств и для изменения правовых выводов апелляционный суд не усматривает.

Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При отмеченных обстоятельствах, оснований для отмены определения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 марта 2022 года по делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

 

Источник: ИС "Электронное правосудие" kad.arbitr.ru

26 мая 2022 года Дело N А60-51588-2021


person

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.
Представленная на сайте судебная практика не содержит полных копий судебных актов, редактирование исходных документов произведено только для удобства восприятия информации.